Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы

Развилки

Дорожная карта Общественной программы «Детство»

Ключевые, стратегически значимые сферы, в которых необходимо существенное приложение усилий в интересах детства

ДЕМОГРАФИЯ И МИГРАЦИЯ

Слабая страна или мощная держава с инвестициями в человека?

Естественный сценарий - Что сегодня существует

Что нужно для изменения ситуации

Безразличие к миграции, ее ограничение, отсутствие эффективных регуляторов демографических и миграционных процессов, их недооценка с точки зрения межкультурной социализации семьи и ребенка – все это приводит к размытию кадрового капитала и кризисным последствиям

Необходимы эффективное  управление миграционными процессами,  создание среды для развития детей, улучшения качества жизни.

Привлечение квалифицированных мигрантов,  программы адаптации и интеграции для их семей и детей. Внедрение и популяризация способов взаимодействия с другими этносами и культурами

Негативный результат, деградация сферы

Позитивный результат, развитие сферы

В ближайшие 15 лет будут сказываться последствия демографического спада 90-х годов, а число женщин репродуктивного возраста значительно сократится. Экономика и оборона со временем могут испытать резкую нехватку людей. Высока вероятность того, что наша страна может стать «экономическим карликом»

Результатом приложения усилий в сфере демографии и миграции станет формирование национального кадрового капитала, суверенитет, мощь и инновационный потенциал государства. Россия  - мировой лидер, оказывающий реальное влияние на мировые события

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ

Государственный патернализм или создание возможностей для роста и развития?

Естественный сценарий - Что сегодня существует

Что нужно для изменения ситуации

Разрозненная, лишенная социальных лифтов система социального обеспечения, насчитывающая более 50 тысяч госструктур в стране, поощряет патернализм.  Внимание государства нацелено на сирот, инвалидов и другие категории проблемных детей, на борьбу с последствиями негативных социальных процессов

 

Переориентация социальных служб на создание возможностей для роста и развития, формирование воспитательных детских сред для всех, включая как проблемных, так и перспективных детей. Необходимы ревизия функций и полномочий государственных органов власти, отвечающих за детство, модернизация системы социальных служб. Их вниманием должна быть охвачена вся система общественных отношений в области детства. Органы опеки должны быть прямо нацелены на семейное устройство детей и помощь приёмным семьям, а не на изъятие детей из семьи. «Ничьих» и «ненужных» детей в нашей стране быть не должно

Негативный результат, деградация сферы

Позитивный результат, развитие сферы

В нашей стране более 130 тысяч подростков живут вне семейной заботы. Результатом бездействия становится изоляция детей, нежели  их социализация. Поощрение иждивенческих и патерналистских настроений

 

Создание системы социальных лифтов резко повысит качество жизни и воспитания, создаст стимулы для детей и их родителей. Будут созданы альтернативы и возможности для детей, в независимости от социального статуса и положения их родителей. Затраты в социальную сферу станут самыми  выгодными инвестициями - в качество человеческого капитала, в будущее страны

ОБРАЗОВАНИЕ

Устаревшие методы обучения или образовательные и воспитательные среды?

Естественный сценарий - Что сегодня существует

Что нужно для изменения ситуации

Массовое образование основано на передаче знаний и не развивает творческие способности, не готовит к условиям будущего. В 2011 году исполнится 360 лет классно-урочной системе и закрытой школе, описанной Я.А.Коменским в 1651 году. Мы давно живем в другом мире, но подход к образованию почти не поменялся. Трехсотлетние методы обучения, формирующие  лишенных инициативы исполнителей для индустриальной экономики и  конвейерного производства, сегодня уже не могут быть конкурентоспособными

Необходимы образовательные инновации, в которых ученик становится центром обучающего процесса, разнообразие образовательных

траекторий и технологий.  Образование, реализуемое в технологиях будущего. Необходима ориентация системы образования на получение навыков быстрого освоения современных и будущих новаций, смена образовательной парадигмы с предметной на ориентационную.  Создание вариативных форм дошкольного образования, в том числе системы негосударственных детских учреждений и семейных детских садов, образовательной инновационной среды

Негативный результат, деградация сферы

Позитивный результат, развитие сферы

Образовательная монополия государства и механизм подготовки «простых и одинаковых» людей, не способных к современному труду приводит к тому, что выпускники не могут участвовать в современной инновационной деятельности. Обучение детей, построенное на передаче быстро устаревающих знаний, создаст разрыв в поколениях и обречет на вечное отставание

Мы в силах создать способность  у молодого поколения к инновациям и ориентации в мире будущего, к получению навыков быстрого освоения будущих новаций, мирового культурного опыта, развивать гражданское сознание и формировать конкурентоспособное поколение

ЗДОРОВЬЕ И ЭКОЛОГИЯ

Борьба с болезнями или здоровый образ жизни?

Естественный сценарий - Что сегодня существует

Что нужно для изменения ситуации

Сегодня уже к первому классу школы сложности со здоровьем выявляются почти у трети детей. Ещё более удручающие показатели обычно диагностируют у подростков. Отклонения по здоровью имеют две трети из них, при этом существующие системы институтов здравоохранения ориентированы на лечение, нежели на профилактику. Более того, дети первыми попадают под удар неблагоприятных факторов окружающей среды в силу повышенного в 2-3 раза воздухо- и водообмена по сравнению со взрослыми. Невысокий рост детей также обусловливает более интенсивный контакт с почвенными загрязнениями, домашней и уличной пылью

Необходимо формирование и развитие ценностей здорового образа жизни, переориентация медицины с болезни на сохранение здоровья. Необходимо внедрение стандартов качества жизни детей для городской жизни, а также доступность современных медицинских практик и обеспечение равных возможностей в области здоровья родителей, родовспоможения для всех матерей, бережное отношение к природе как основному принципу экономики, как приоритету бизнеса. Необходимо развитие и внедрение новейших технологий в детскую медицину, создание дружественной детству медицинской логистики

Негативный результат, деградация сферы

Позитивный результат, развитие сферы

В России 80 % граждан не занимаются физкультурой и спортом, в нашей стране на сегодняшний день один из самых высоких в мире уровней курения в стране. При этом возраст приобщения к табаку и алкоголю постоянно снижается. Но медицина не возвращает  людей в деятельность, а  навязывает сервис «вечного лечения». У детей при интенсивном периоде формирования иммунной и эндокринной систем при неблагоприятных экологических условиях увеличивается риск деформации данных процессов

В результате приложения усилий произойдет культивирование здоровья и обучение способам его поддержания, ориентация  лечения на возвращение  больных в деятельность. Будет создана современная эффективная система управления в природоохранной сфере. Здоровье нации, её будущие успехи напрямую зависят от того, какое природное наследие мы отставим детям.

КУЛЬТУРА И ТВОРЧЕСТВО

Индустрия развлечений или культура как духовный стержень нации?

Естественный сценарий - Что сегодня существует

Что нужно для изменения ситуации

На сегодняшний день практически отсутствует система развития творческих способностей ребенка в раннем дошкольном возрасте и система выявления одаренных детей, однако именно в период детства складывается определенная субкультура, в которой создаются специфические способы взаимодействия взрослого и ребенка, смысловое пространство ценностей, особенностей поведения, языка и творчества, и это важно не только для становления личности ребенка, но и для самой культуры в плане ее обогащения и развития.

Недооценка важности культуры приводит к тому, что государство со сменой поколений теряет свою идентичность.

Общество должно давать ребёнку лучшее, что оно имеет. Необходимо создать возможности развивать способности уже с раннего возраста. Система поддержки детей должна быть модернизирована в соответствии с требованиями нового тысячелетия. Должны быть созданы  системы развития инновационного мышления детей, направленные на подготовку к творческому труду в разных областях культуры, искусства, техники и науки, участие в работе творческих коллективов совместно с взрослыми. Предпочтение должно отдаваться изучению тем наукам, специалисты которых будут востребованы обществом к 2020-2030 годам. Необходимо признание детского сознания как полноценного в современных условиях благодаря воображению, восприимчивости к новому

Негативный результат, деградация сферы

Позитивный результат, развитие сферы

Сфера культуры потеряла функцию гражданского воспитания, формируя потребительское общество. Дети «прикованы» к четырем экранам (компьютер, телевизор, мобильный телефон, кинотеатр), читают мало книг. Повсеместно появились неконтролируемые взрослыми зоны детского общения в интернете. Также отсутствует механизм контроля над содержанием сферы масс-медиа. Результатом бездействия можно получить отставание детей в мировоззрении, доминирование суррогатных иностранных ценностей и картин будущего. Как следствие, отталкивающий образ России, потеря национальной идентичности, массовая эмиграция. У ребенка нет образа будущего России

Реальностью может стать интеграция культуры и творчества в систему воспитания детей и подготовки кадров. Дети - творцы собственного жизненного пути, с осознанием своей национальной идентичности, толерантные к различным культурам, владеющие иностранными языками. Будет сформирована эффективная и четко сформулированная система стимулов по поддержке и продвижению талантливых и одаренных детей

Прививая детям культурные и эстетические ценности, мы творим будущее страны: такие люди не будут плохо лечить, строить, защищать. Культура  - духовный базис будущего.

 

БИЗНЕС  - ДЛЯ ДЕТСТВА

Выгода в ущерб ребенку или вклад в его здоровье и развитие?

Естественный сценарий - Что сегодня существует

Что нужно для изменения ситуации

Одной из специфических черт современной культуры является то, что индустрия детских товаров, вольно или невольно, воспитывает своего потребителя с самого детства, формирует его потребности и направления развития. Безразличие к игрушкам, играм, в которые играют дети сегодня, определяет будущее страны. Доступность вредных товаров, низкое качество товаров и услуг, бесконтрольная ориентация на ребенка как потребителя приносит детству непоправимый ущерб

Никто в мире не чувствует новых вещей сильнее, чем дети. Приоритетность интересов детей должна быть перед интересами общества и государства. Необходимо стимулирование производства развивающих детских товаров и услуг, развитие дизайна передовых детских вещей. Участие детей в их разработке и тестировании позволит сделать жизнь ребенка полноценной, создаст возможность раскрытия его потенциала. Ограничение доступа  вредной продукции сохранит здоровье  и психику будущего поколения.

Нужна  ответственная социальная политика бизнеса относительно детского потребления

Негативный результат, деградация сферы

Позитивный результат, развитие сферы

Гражданское участие детей в создании дружественной, комфортной среды собственного обитания и развития – близко к нулевой отметке. Отсутствует практика регулирования бизнес-индустрии в интересах ребенка. Дети будут окружены товарами, произведенными за рубежом, а их становление будет основано на чужих инновационных решениях, итог – отсутствие патриотизма, нездоровое поколение

Результатом приложения усилий в сфере бизнеса детских товаров может стать формирование у детей передовых патриотических представлений, исторического самосознания и готовности к жизни в современном мире.  У бизнеса появится возможность открыть новые «детские» рынки, инвестировать в человеческий потенциал. Дети будут иметь возможность пользоваться самыми разными высокотехнологическими новинками и современными информационными программами, развивать способности

ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО И СРЕДА ОБИТАНИЯ

Дети в «домашней клетке»  или города и села, дружественные детям?

Естественный сценарий - Что сегодня существует

Что нужно для изменения ситуации

Большинство городов не приспособлено для развивающего, и более того, безопасного детства. Современная общепринятая практика  в городах ограничивается выделением для детей специально отведенных территорий, неких «островков безопасности», однако, это уже не решает насущных проблем. Общественные изменения и раннее взросление не позволяют дальше ограничивать пространство жизни детей

 

Городская среда должна быть образовательно-развивающей. Речь идет об основном современном принципе урбанистики как способе развития общества, который создает возможности хорошей жизни для будущих поколений. Необходимо планирование территории с сохранением приоритета детских мест и пространств перед местами и пространствами общего назначения, возможностями для игр и детской активности. Необходимо превращение города в безопасное и удобное место жизни и деятельности детей, «порталы взаимодействия» детей и взрослых, новые архитектурные решения для создания экологичного пространства детской жизни (квартиры, учреждения, дворы, улицы и т.п.), строительство развивающих детских центров в городах. Должны быть приняты новые градостроительные нормы

Негативный результат, деградация сферы

Позитивный результат, развитие сферы

Воспроизводство советской схемы домо- и градостроения:

устаревшие квартиры, детские сады, школы типовых серий, отсутствие городской логистики для детей. Неадекватные условия, в которых растут дети, формируют уличный, бесцельный стиль жизни, лишенный творческих мотиваций. Формируются антисоциальные ценности, ориентируясь на которые дети организуют себя, свое свободное время в городском пространстве. Городская среда становится причиной социальных болезней, деградации личности ребенка вместо того, что бы быть стимулом к мобильности и развитию личности

Городское пространство будет переосмыслено в пользу детства, будет создана дружественная для детей среда. Реорганизация городского пространства позволит сформировать инновационное сознание детей, бережное отношение к природе.  Появление свободно трансформируемого пространства, которое меняется в зависимости от содержания разрабатываемых социальных и технических проектов. Превращение образовательных учреждений в территории знания, социального проектирования и глобальных коммуникаций

СЕМЬЯ И РОДИТЕЛЬСТВО

Невежество в воспитании или компетентное родительство?

Естественный сценарий - Что сегодня существует

Что нужно для изменения ситуации

В настоящее время усиливается тенденция либерализации семейных отношений и выхода их из привычных форм. Наблюдается увеличение количества детей, рожденных вне брака, сокращение зарегистрированных семейных пар и увеличение числа разводов. Все это подтверждает тезис о том, что многообразие семейных форм и форм совместной жизни стало устойчивой тенденцией. При этом большинство родителей совершенно некомпетентны в вопросах воспитания детей, что приводит к пагубным последствиям.

Семейный кодекс как отрасль гражданского права рассматривает семью и ребенка на основе понятий о собственности и товарно-денежных отношениях

Необходимо введение института компетентного родительства как системы специальной подготовки родителей и обеспечение многообразия форм воспитания детей, расширение сферы сервиса детства. Также необходимо внесение изменений в семейный кодекс, учитывающих различные формы совместного проживания людей. Нужна система действий в интересах детства, гарантирующая обеспечение достойной жизни ребенка вне зависимости от правового и социального положения его родителей. 26 миллионов детей и подростков, живущих в нашей стране, должны полноценно развиваться, расти здоровыми и счастливыми, стать её достойными гражданами

Негативный результат, деградация сферы

Позитивный результат, развитие сферы

Семейное законодательство не учитывает радикальных изменений в социальном институте семьи. Семьи «традиционного» уклада (муж – кормилец, жена – домохозяйка) сократились до 31%. Игнорирование данных тенденций угрожает переходом новых семейных форм, деторождения и проблем защищенности матери и ребенка в нерегулируемую семейным правом зону и приведет к социальному напряжению. Итогом станет воспроизводство бесправного социального класса, неготового к общественным отношениям

Модернизация семейного права и повышение родительской компетентности. Разработка просветительских программ и виртуальных ресурсов  для просвещения родителей. Семья и компетентное родительство станут фундаментальной основой полноценного детства. Вместе с этим будут созданы законодательные возможности для реализации детьми своих гражданских функций