Для родителей,
заинтересованных
в будущем
своих детей

Ключевые сферы


Обучение для благополучия

Убрать из избранного (0) Добавить в избранное (0) Опубликовано: 21 июня 2013 г., 10:30

14 июня 2013 г. в рамках заседания Клуба Общественной палаты прошла встреча российских экспертов в области развития детства с Дэниелом Кропфом, руководителем Всемирного фонда образования, который выступил с докладом «Глобальная платформа «Обучение как залог благополучия».

В мероприятии приняли участие – директор Клуба Общественной палаты Рустем Хаиров, руководитель Общественной программы «Детство» Алина Радченко, первый заместитель руководителя Департамента образования города Москвы Вениамин Каганов, начальник Управления надзора и контроля за образовательными учреждениями и научными организациями (Рособрнадзор) Лебедев Вадим, научный руководитель Института проблем образовательной политики "Эврика" Александр Адамский,  автор инновационной методики «Сонатал», заведующий отделением пре- и перинатального здоровья детей НИИ РАМН Лазарев Михаил, директор Межрегиональной общественной организации «Достижения молодых» Кузнецова Нина­, член Общественной палаты РФ Арбузов Алексей, начальник инспекции Тульской области по контролю и надзору в сфере образования  Орлихина Наталья, главный редактор портала "Русобр", эксперт программы "Детство" Комарова Ирина, руководитель международного проекта «Generation 2030» Александр Кравцов, президент Фонда «Мое поколение» Ирина Агличева, советник аналитического отдела Аппарата Общественной палаты РФ Айна Дениева и многие другие.

 Дэниел Кропф - общественный деятель, эксперт по вопросам образования, детского здоровья и благополучия, партнер  международного проекта Generation 2030.
 Г-н Кропф является основателем и руководителем ряда компаний в области здравоохранения. В сферу его профессионального  интереса также входит более глубокое исследование этнического разнообразия человечества сквозь призму западных и  восточных культур. Г-н Кропф является исполнительным директором и заместителем председателя Всемирного фонда  образования, по инициативе которого, в частности, была создана глобальная платформа «Learning for Well-Being» (Обучение  для благополучия), цель которой - помочь детям и молодым людям в реализации их уникального потенциала.

 

Руководитель Общественной программы «Детство» Алина Радченко, предваряя выступление эксперта отметила:

 «Мне посчастливилось встретиться с этим удивительным человеком в Брюсселе на площадке международной организации «Eurochild», где мы с коллегами презентовали Общественную программу «Детство». И уже тогда нам стало ясно, насколько мы единомышленники. Дэниэл Кропф развивает методологию образования для того, чтобы наши дети как раз к будущему были благополучными, конкурентоспособными. То есть те практические результаты, которые дают его проекты и работы – это как раз то, о чем говорит и наш проект, что очень важно. Я надеюсь, что его работа, его находки, его коллектив вместе с нами здесь в России смогут дать действительно уникальные результаты и быть очень полезными для нас, для наших детей, для России и для мира в целом.

 

Дэниел Кропф представил свой доклад и презентацию, а также отвечал на вопросы участников мероприятия:

«Я хочу начать с того, что, вероятно, нужно по-новому подумать о будущем общества. Общество и образование тесно между собой связаны, поскольку та система образования, которая у нас есть, отражает то, что из себя представляло общество. А мы знаем, что образование очень медленно меняется. Вероятно, это система, которая меняется на Земле медленнее всего.

В этой презентации я несколько остановлюсь на том, почему нужно по-новому подумать о цели образования в обществе. Может быть, найти общий язык и общее видение. И составить какую-то дорожную карту, которая поможет понять, что было в прошлом и что мы будем делать в будущем.

Для того чтобы начать процесс, я хотел бы вас спросить: подумайте о том, как вы будете слушать эту презентацию. Если вы решите просто сидеть прямо, то это означает, что как бы бессознательно вы находитесь где-то себе на уме и концентрируетесь сами на себе. Если вы немножко сползете в своем кресле, то, вероятно, тогда вы подключите свою эмоциональную систему, которая лучше соображает, когда вы находитесь в горизонтальном положении.

А если вы будете находиться в таком положении, готовыми как бы встать со стула, то вы, наверное, подумаете, а что я сейчас сделаю. Так что я начинаю свою презентацию с вопроса: подумайте о том, как вы будете слушать эту презентацию.

Вы уже видели, что я являюсь исполнительным директором, зам директора Всемирного фонда образования. И представляюсь секретарем консорциума «Образование ради благополучия» или партнером в этой программе. Мы продвигаем развитие многообразия образования детей и с концентрацией внимания на детей. Фонд находится в Голландии. И он развился из партнерства между профессором Латани, который является палестинцем, профессором, преподает математику в университете, по крайней мере в то время, когда это создавалось. И вторым был я. Я был в то время в Иерусалиме.

Меня разочаровала та ситуация, которая тогда складывалась в отношениях между Израилем и Палестиной. И как итальянец я попросил их: встретьтесь в открытом процессе диалога в Риме на территории Министерства иностранных дел. И так я встретился с ним. Поскольку я свел в одну группу 25 палестинцев и 25 израильян, когда я поговорил с ним, я подумал, а что бы я хотел сделать. И в то время я подумал о том, как развить или разработать нечто такое, что явилось бы благородным делом в деле образования в рамках ЮНЕСКО. И тогда он предложил мне поработать вместе. И я сказал: и евреи в Израиле, и палестинцы в Палестине думают об одном и том же в мире в отношении того, как проводят в области образования. То есть это уже один из способов заставить людей услышать друг друга. И мы решили взять эту трудную задачу, принять этот вызов.

Я многое узнал о доверии между ними. Поскольку нужно создавать доверие, развивать. Это должен быть тот важный процесс, чтобы достичь того, к чему мы фактически пришли.

Это Всемирный фонд образования. Тот вопрос, который мы хотели бы здесь обсудить сегодня, это вопрос о том, как мы можем создать культуру, которая позволяет каждому ребенку без исключения развить свой уникальный потенциал и вовлечься в дела в обществе. Мы говорим культура, а под этим имеем в виду все общество, будь то образование, здравоохранение, жизнь всего общества и так далее.

Я несколько расскажу вам о себе самом. Первоначально я был предпринимателем, который работал в сфере образования, начиная с 1970-х годов. И я разработал восемь предпринимательств в образовании, медицине, диагностике. И занимаясь этим, я и понял, что не хватает того, как понять самого себя. И в больницах часто возникают проблемы из-за того, что вы сами не понимаете, что вы хотели бы делать или что происходит с вами.

Оглядываясь на свой опыт в прошлом, на свою работу, я вспоминаю, были три вопроса, которые обеспечили успех в моем фонде и явились основанием для моего успеха. Первое: надо иметь четкое представление о том, почему мы что-то делаем и для чего. Чтобы все мы шли к одной и той же цели.

Те люди, которые работают с нами, должны получать поддержку в процессе преобразования и развития с тем, чтобы они могли самореализоваться и чтобы приобрели или развили здоровый образ жизни.

И для того чтобы люди говорили, когда вы ходите в контору, вы сразу думаете только о работе, а потом уходите и забываете о ней, чтобы эти люди заняли иную позицию. Им должна быть дана какая-то определенная степень автономии с тем, чтобы сами они оценивали свои решения, но и работали в коллективе, в обстановке коллегиальности.

Потому что я поработал в своей организации над тем, как развивать личность. И постепенно я стал понимать, что я фактически изучаю себя. Что я подвергался стольким многим обстоятельствам, что я мог бы больше изучить, если бы я об этом подумал еще в школе, не переживал бы столько боли, столько разочарований в процессе обучения. Поэтому я и решил лучше познакомиться с ресурсами человека, которые можно развить в обстановке образования.

Когда уже существовала организация, которая называлась «Образование для слепых», мы вводили такую программу и в школах. Мы были очень успешными, обучили тысячи учеников, обучили преподавателей и заведующих школами, и инструкторов. Мы составляли планы для школ и мы помогали школам налаживать внутреннюю взаимосвязь между разными подразделениями и объектами образования.

Проблема заключалась в том, что когда директор был заинтересован и понимал то, что мы хотим сделать, то мы тогда и добивались успеха. И это доставляло всем удовлетворение. Но для того чтобы директор изменил свое отношение, он сам должен делать что-то иное, чем раньше.

И иной раз такая перемена должна была доходить до министра, до министерства. То есть само министерство должно было измениться. Но когда мы достучались до министерства, прошли новые выборы, был выбран кто-то новый на пост министра и нам пришлось начинать все сначала.

Почему такое происходит? Потому что в основном система не заинтересована была в том, чтобы измерять, ради чего мы поддерживаем школу. То есть то, что я считал как бы развитием мягкого опыта или мягких навыков.

Так что сейчас я хотел бы задать вам вопрос: если мы хотим изменить или подойти с новым подходом к образованию, каково видение у нас образования. И когда мы составим ясное представление или придем к понимаю, то тогда для кого и почему мы хотим делать что-то.

Поэтому я хочу спросить вас, поучаствуйте со мной в этом процессе. И, может быть, кто-то из вас скажет мне, каково у вас видение образования или представление об образовании, или какое у вас предпочтение образования.

- (Коганов В.) Спасибо за вопрос. Коганов Вениамин, Департамент образования города Москвы. Вы знаете, у всех разное. Здесь присутствуют, у каждого практически будет свое видение. И в этом, мне кажется, как раз сложность момента переходного, когда разные поколения, между ними может быть десять лет разницы, но они совершенно по-разному могут смотреть на цели образования и на то, каким образом оно развивается.

Я лично согласен с вами. Посмотрев ту презентацию, которая у нас на столах, что сейчас есть возможность и даже необходимость не столько адаптировать детей к взрослой жизни, сколько развивая их таланты и способности, вместе с ними помогать формировать контур будущего.

- (Кропф Д.) То есть у вас такое видение мира, где взрослые и дети могут развиваться вместе в духе партнерства и такова и цель образования?

Мы здесь как люди, у нас живая дискуссия. Я здесь один из вас.

- (Адамский А.) Мне кажется, я позволю себе высказать несколько уязвимую точку зрения. Мне кажется, что образование по принципу вторично по отношению к другим видам деятельности – к экономике, к политике, к технологиям. И в этом смысле я бы не стал смело утверждать, что мы вправе провоцировать детей на жизнь в прекрасном будущем.

Потому что для хорошо образованных амбициозных бывших детей нужны места в самореализации их способностей, знаний, амбиций и так далее. И возникает такая ситуация иногда, что этих мест нет. Дети начинают бунтовать. Это было в Париже в 1968 году, это сейчас происходит в массе мест, включая Россию.

Поэтому для меня очень важен вопрос о том, как нам точно прогнозировать шаг развития образования, в связи с чем, откуда черпать материал для прогнозов. И у меня есть ощущение, что этот источник прогнозов не внутри образования. А каков следующий шаг экономики, каков следующий шаг технологий, какой следующий шаг политического развития, демографической ситуации. И в этом смысле будущее образовательной политики не внутри образования. Я вот так радикально сформулирую этот тезис.

А если мы ограничиваем источник этого прогнозирования образованием, то мы можем попасть в очень сложную ситуацию. Как мы можем готовить людей к будущему, когда мы не знаем, как оно выглядит? Спасибо.

- (Кропф Д.) Я хочу прокомментировать то, что вы сказали. Именно тогда, когда вы не знаете, что будет в будущем, вам и нужно развивать потенциал ребенка. Чтобы он справился с тем, что будет в будущем. Поскольку ни одна учебная программа не помогает тому, что будет в будущем.

Я услышал и другие вопросы, которые вы затронули. Для кого, как вы считаете, существует или действует система образования? Вы говорили, что нужно учитывать состояние всего общества. И в вопросе прозвучало – кто такие мы? Мы – это люди, а вы думаете как уже об обществе в целом. То есть общество должно решить, для кого вы будете развивать систему образования. Для кого вы собираетесь это делать? Это первый вопрос. Я задал вопрос вам или любому другому в аудитории.

- (Адамский А.) Такая постановка вопроса была бы корректна, на мой взгляд, если бы у общества были инструменты или институты, или механизмы выработки общего мнения. Но, поскольку мы наблюдаем острый кризис институтов, механизмов и инструментов интеграции позиции, наоборот, чем ярче они проявляются, тем острее конфликт, доходящий до крайних форм. Попытки проявить разные точки зрения не приводят, как мы видим, к некоей интеграции, к некоторому общему видению. И в этом смысле мы действуем в отсутствии общего видения.

Поэтому, с моей точки зрения, я забыл представиться. Адамский Александр, научный руководитель института проблем образовательной политики. Поэтому, с моей точки зрения, в образовательной политике сегодня генеральные линии отсутствуют по принципу. Мы не можем свести, как, знаете, в физике все силы к одной равнодействующей. И вынуждены ориентироваться на разные несводимые друг к другу позиции, точки зрения и так далее.

Например, у нас в стране есть армия, есть церковь, есть политика, есть экономика. Попробуйте сведите. И не только у нас в стране. Поэтому отсутствие инструментов, институтов и механизмов интегрирования разных точек зрения в общую позицию есть препятствие для прогнозирования будущего образования как некоего целого. Моя проблемизация в этом – некоего целого.

- (Кропф Д.) Я признаю, что этот вопрос беспокоит всех и повсюду. Однако мы должны ясно понимать, что мы должны ответить на вопрос: для кого. И на этот вопрос можно отвечать многообразно. Для кого мы будем создавать эту систему образования. Скажем, для пенсионеров? Поскольку мы хотим, чтобы дети работали и содержали пенсионеров.

Или хотим создавать иную систему, поставить вопрос для кого, то есть для детей. И тогда мы концентрируем внимание на том, что нужно детям. И мы тогда сможем ответить почему, но иным образом. Так что цель, естественно, зависит от того, какими глазами вы смотрите на проблему. А также вы все более и более понимаете, что нет прописных истин или что нет какой-то еще не высказанной повестки дня. И становится все более и более понятным, что именно такова ситуация.

Когда правительство … государств, возникают трудности в достижении общего решения относительно того, чего они хотят сделать, как им это сделать. И один из способов – это посмотреть на различные декларации, которые были высланы различными организациями системы ООН. И оттуда можно будет почерпнуть вдохновение. Вы можете видеть здесь, что есть Всемирная организация здравоохранения, для которой здоровье это физическое, душевное, а не просто отсутствие болезней или заболеваний. А если вы просмотрите другие заявления, я не буду их зачитывать все, то вы увидите, что все они касаются того, что вероятно это соответствует тому, о чем думаем мы как отдельные люди.

Но тогда возникает проблема в выполнении, как мы можем перейти от представления к осуществлению.

Так что мы воодушевляем себя, чтобы разрабатывать концептуальные рамки сегодняшнего состояния, поскольку для нас образование для цели благополучия – это сумма всего того, как учиться, что учить и как жить вместе.

Что включает также и еще один шаг, над которым работает ЮНЕСКО. Но она не включила этот вопрос в повестку дня. То есть учение, чтобы преобразовать себя и общество. Это как бы пятая опора образования, которая существенно важна для преобразований.

Так что мы сделали выбор в пользу обучения ради благосостояния. И тем самым мы заявляем, что благосостояние наступает тогда, когда человек может реализовать свои физические и душевные намерения и силы в данной среде.

И опять же возникает вопрос, который очень важный, а именно как измерять результат, как мы измеряем результаты достижения цели. И то, как мы изучаем достижения цели. В основном мы это делаем через рост ВВП. Но это нам ничего не говорит ни о ценностях, ни о благополучии. Я хотел бы лишь подкрепить этим тот факт, что очень важно определить то, как мы будем измерять то, чего мы хотим.

Наши предложения о создании общего видения заключается в создании инклюзивного общества, где детей уважают как компетентных партнеров. И учатся реализовать их уникальный потенциал.

Я рассматриваю детей как меньшинства. Они представляют одну треть нашего мира, но они и меньшинства, поскольку у них нет прав. У них есть права, записанные в конвенции ООН, однако их способности или возможности осуществлять эти права значительно урезаны или ограничены. И все из-за того, какое образование получили мы. Многие родители скажут, что они хотели бы, чтобы их дети их слушались. И делали то, что они хотят от детей. Так что очень сложно найти взаимопонимание. И для, скажем, ребенка в 2,5 года, а другого пятимесячного, я подумал, что у меня будут дети только тогда, когда я почувствую, когда я готов к ним, что я хочу иметь детей. Но раз я думаю, чтобы дети делали то, что я буду говорить, а не то, что они сами хотят. Так что если мы хотим, чтобы дети были активными гражданами, то это должно быть самое начало. А не только тогда, когда исполняется 18 лет и они приобретают право что-то делать.

А для нас понимание их уникального потенциала это и будет осуществление нашего благосостояния.

Продолжение читайте здесь: стенограмма встречи.

Комментарии (0)